Новости Украины

"Не начисляли – значит не должны". Как Украина с подачи СБУ "кидает" сотни тысяч пенсионеров-переселенцев

Более полутора миллионов переселенцев по официальным данным выехали на подконтрольную территорию Украины из зоны боевых действий. Многие из них получают от государства пенсии и социальные пособия. Однако чиновники постоянно придумывают причины для отказа в социальных выплатах сотням тысяч людей.

Как лишают пенсий по "спискам СБУ"

О двух похожих случаях приостановки выплаты пенсий (вместе с "обнулением" долгов по ним) рассказала адвокат Елена Алехина из адвокатского бюро "Прядко и партнеры". В одном случае пенсии, как единственного источника средств существования, лишили пенсионерку-инвалида, нуждающуюся в постоянном лечении.

Первый раз ей прекратили выплачивать пенсию в мае 2018 года, якобы на основании "списков СБУ", в связи с длительным отсутствием по зарегистрированному месту проживания. После многочисленных жалоб, в июле выплату пенсии возобновили. Но задолженность за май-июнь так и не выплатили.

С августа пенсионерке вновь прекратили выплачивать пенсию. Основанием для невыплаты в Пенсионном фонде снова назвали информацию о длительном отсутствии (свыше 60 дней) по месту проживания как "временно перемещенного лица" (ВПЛ). Отсутствие по месту проживания обосновали тем, что пенсионерка еще в июле 2014 года пересекла линию разграничения через КПП "Новоалексеевка", а информация о ее обратном въезде якобы отсутствует:

При этом чиновники "забыли", что пенсионерка затем приехала в Харьков, встала на учет как ВПЛ, и неоднократно подтверждала свое нахождение на контролируемой территории. А само районное управление Пенсионного фонда, которое дало ответ,  получило у нее документы на оформление пенсии, проверило трудовой стаж и приняло решение о назначении пенсии.

В другом случае супружеская пара пенсионеров не смогла вовремя выехать из Донецка и пропустила дозволенный 60-дневный срок пребывания на неподконтрольной Украине территории. В результате, с мая 2018 года им также была прекращена выплата пенсий.

А в ответ на вопрос о сумме задолженности и основаниях приостановки выплат, районное управление Пенсионного фонда заявило, что задолженности нет, потому что пенсия не начислялась. Для восстановления выплаты пенсии чиновники предложили обратиться с соответствующим заявлением, но только через полгода. Как должна  выживать семья все это время – Пенсионный фонд не объяснил:

Почему возникают проблемы

Проблемы с выплатами у пенсионеров-переселенцев возникают, если они по каким-либо причинам возвращаются на неподконтрольную Украине территорию и остаются там более двух месяцев. В этом случае, по существующим правилам, они теряют статус ВПЛ, и их лишают пенсии в Украине.

Единственная возможность для таких пенсионеров сохранить право на пенсию –  не позже чем на 59-й день пересечь линию разграничения, "отметившись" на подконтрольной украинской власти территории.

Действительно, пенсионеры, получившие статус ВПЛ, часто возвращаются в свои дома на Донбассе. Но делают это они, как правило, из-за трудностей и унижений на Украинской территории.

Для многих критичен финансовый аспект. Например, проезд только в одну сторону из Донецка в Харьков обходится минимум в 800 гривен. А аренда самого скромного жилья в том же Харькове стоит не меньше 2500 – 3000 гривен в месяц.

При средней украинской пенсии в районе 2400 гривен выжить переселенцу на подконтрольной Украине территории просто нереально. Особенно если пенсионер является, например, инвалидом, или физически ограничен в передвижении по состоянию здоровья. А переселенцы, как правило, не имеют собственного жилья на территории Украины и вынуждены его снимать.

Даже временный возврат на территорию Украины связан с большими проблемами. Чудовищные многочасовые очереди на КПП с обысками и проверками – тяжелое испытание для пожилых людей.

В итоге жители неподконтрольных территорий либо не видят смысла, либо не имеют возможности переносить лишения, связанные с переездом на подконтрольную территорию, ради получения своих пенсий. В итоге чиновники лишают "невозвращенцев" положенных им социальных выплат.

О пенсиях заговорили даже в ООН

Ранее сообщалось что Управление Верховного комиссара ООН по правам человека в своем 22-м докладе о ситуации с правами человека в Украине подробно рассказало о массовых нарушениях прав переселенцев из зоны конфликта на Донбассе.

По данным ООН, в апреле 2017 года выплата пенсий была приостановлена 200 тысячам пенсионеров. Значительному количеству из них выплата пенсий была прекращена из-за процедуры верификации и идентификации, которая связывает выплату пенсий с регистрацией в качестве ВПЛ.

По состоянию на апрель 2018 года 123,5 тысяч человек подали иски в суд о восстановлении своих прав на пенсионное обеспечение. Иски были удовлетворены 91,6 тысячам пенсионеров.

ООН тогда обратило внимание на решение Верховного Суда, вынесенное 3 мая 2018 года в "образцовом деле", которым было признано неправомерным прекращение выплаты пенсии ВПЛ. Это решение является типовым для использования судами по аналогичным делам. Благодаря этому решению, аналогичные дела теперь считаются "несложными" и должны слушаться быстрее.

Что решил Верховный суд Украины

Ранее сообщалось о решении Верховного суда, который миссия ООН упоминала в своем докладе о ситуации с правами человека в Украине. Согласно материалам судебного дела, 24 марта 2017 года Бахмутское управление Пенсионного фонда в Донецкой области приостановило выплату пенсии гражданке Украины, которая, по данным СБУ, проживала на неподконтрольной Украине территории.

Верховный суд отклонил апелляцию Пенсионного фонда и оставил в силе решение суда первой инстанции, согласно которому прекращение выплат пенсий ВПЛ по основаниям, не предусмотренным законом, считается неправомерным. Это касается, в том числе, и так называемой верификации пенсионеров-переселенцев по спискам СБУ.

Верховный Суд постановил, что пенсия по возрасту, за выслугу лет и другие ее виды, которые назначаются в связи с трудовой деятельностью, заслуженны предыдущей работой и являются одной из форм социальной защиты. А регистрация пенсионера как ВПЛ предоставляет возможность государственным органам учесть его особые нужды.

Статус ВПЛ не сужает объем конституционных прав и свобод личности, а предоставляет лицу специальные, дополнительные права,  создавая дополнительные гарантии их реализации:

Верховный суд Украины подтвердил, что по закону "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" нормы и порядок пенсионного обеспечения определяются исключительно законами о пенсионном обеспечении. Поэтому вопрос относительно прекращения пенсионных выплат не может регулироваться подзаконными актами.

Постановление КМУ № 365, на который ссылался Пенсионный фонд Украины, является подзаконным нормативно-правовым актом, который ограничивает установленное законом право на получение пенсии.

Законом не предусмотрены такие основания прекращения или приостановления выплаты пенсии, как проведение верификации по спискам СБУ из оснований  проверки места фактического проживания:

Еще Верховный суд упомянул решение Конституционного суда Украины от 7 октября 2009 года № 25-рп/2009. В нем КСУ указал, что право гражданина на получение предназначенной ему пенсии не может быть связано с условием постоянного проживания в Украине. Государство, согласно  конституционным принципам, обязано гарантировать это право независимо от того, где проживает лицо, которому назначена пенсия.

Такой подход, по мнению Верховного суда, можно распространить не только на граждан, которые выехали на постоянное местожительство в другие страны, а также и на ВПЛ, которые имеют постоянное местожительство на неподконтрольной правительству Украины территории.

Верховный суд сослался также на решение Европейского суда по правам человека в деле "Суханов и Ильченко против Украины". В нем европейский суд указал, что уменьшение размера или прекращение выплаты надлежащим образом установленной социальной помощи является нарушением права собственности.

Еще Верховный суд привел в своем решении интересную статистику. Оказывается, по информации Минсоцполитики, по состоянию на 2 мая 2018 года в Украине учтено 1 500 186 переселенцев (или 1 225 470 семей) из Донбасса и Крыма. А пенсии выплачивались по состоянию на 1 января 2017 года 548,9 тысячам пенсионеров-ВПЛ, а на 1 января 2018 года их количество уменьшилось до 516,1 тысяч человек. При этом нет точных данных о численности пенсионеров, находящихся на территории Донбасса:

Судя по количеству пенсионеров-переселенцев, которым с завидной периодичностью приостанавливают выплаты пенсий, можно сделать вывод о сознательной и продуманной схеме "экономии" средств бюджета и Пенсионного фонда. Правда, такая экономия происходит за счет дискриминации людей, живущих в "неправильных" регионах.

В свете предстоящих в 2019 году президентских и парламентских выборов, более полумиллиона пенсионеров-переселенцев могут оказать решающее влияние на результаты голосования. Поэтому произвольное лишение их пенсий по признаку места жительства может на выборах серьезно сыграть в минус действующей власти.

Подписка

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить